« Журнал "ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ": Протоиерей Михаил Дудко: "В Церкви надо переделывать не ее, а самого себя" | Main | Протоиерей Михаил Дудко. Творяй ангелы Своя духи... »
Thursday
Feb192009

Протоиерей Михаил Дудко. О новом Предстоятеле Русской Церкви

От автора. Довольно долгое время мне довелось работать под непосредственным руководством митрополита (теперь Патриарха) Кирилла. Ниже приводится текст статьи о нем, написанной мной недавно по заказу одного из московских журналов.

В Русской Церкви было много Предстоятелей, жизненный путь являл собой образец служения Богу и ближним. Непредвзятый историк заметит, что каждый раз, когда перед русским народом и Церковью стояли новые вызовы, Бог давал народу Первосвятителя, который в силу личных качеств, жизненного опыта, воспитания и происхождения более всех подходил для того, чтобы достойно провести церковный корабль через бури и треволнения, которых всегда хватало в нашей стране в любую эпоху. Это было верно во времена Патриарха Алексия II, занявшего высший церковный пост в тяжелые годы социальных катаклизмов, относится и к нынешнему Патриарху Кириллу.

Разумеется, сегодня далеко еще не время оценивать новый период бытия нашей Церкви, он только начинается, но новый Предстоятель и раньше был хорошо известен и в церковных, и в светских кругах благодаря своей активной церковно-общественной позиции. На протяжении всего периода предыдущего патриаршества он был Председателем Отдела внешних церковных связей, и именно при нем ОВЦС из Иностранного отдела, превратился в интеллектуальный штаб Церкви, ведущий дела не только за границей, как это было раньше, но часто (и даже по преимуществу) внутри страны. Патриархом стал не «министр иностранных дел Церкви», как его иногда называли в светской прессе, а скорее «епископ внешних дел Церкви», причем «внешних дел», толкуемых очень широко. Конец прошлого века в России - это время когда понятие «внешних дел» стало определяться не только по территориальному принципу – все, что за пределами страны - но по принципу экклезиологическому. Все, что выходило за границы сугубо внутрицерковной деятельности, но затрагивало интересы верующих, оказалось в сфере внимания Отдела внешних связей, который стал заведовать контактами с обществом и государством по самому широкому спектру вопросов от образования и взаимодействия с масс-медиа до прав человека и этических принципов ведения народного хозяйства.

В представлении рядового гражданина именно митрополит Кирилл представлял общественную ипостась нашей Церкви. Но участники многочисленных рабочих групп и комиссии, ответственность за которые возлагалась руководством Церкви на ОВЦС, могут со всей ответственностью подтвердить, что роль митрополита Кирилла в серьезной интеллектуальной работе не сводилась только к роли организатора, которую, впрочем, он всегда исполнял с блеском. Выдвижение и оценка актуальности и глубины идей, их подача и корректное оформление, долгосрочный прогноз общественного резонанса - вся кропотливая работа по созданию концептуальных текстов всегда проводилась при личном творческом участии Главы Отдела внешних церковных связей.

Конечно, такая интенсивная и многосторонняя деятельность, выходящая (ex officio) за пределы непосредственно внутрицерковных проблем, создало вокруг будущего Патриарха серьезную сферу влияния – не политического, конечно, церковь вне политики - но влияния человеческого и духовного.

Вечная задача Церкви – говорить с каждым человеком на его языке – «с эллином, как эллин и с иудеем, как иудей» – не сводится только к задаче изучения иностранных языков – это вообще о другом. Проповедник-миссионер в первую очередь должен учитывать культурно-исторический контекст своей проповеди. И во времена апостола Павла словами «эллин» и «иудей» означались не национальности, но разные типы восприятия мира, поведения, способы реакции на жизненные вызовы. Тем более это верно теперь, когда о проповеди среди эллинов и иудеев по понятным причинам речь не идет. Новый Патриарх, пожалуй, самый подходящий человек для внедрения в общественное сознание новых смыслов, непосредственно связанных с христианством, Православием. Он привык соотносить свои действия с возможной реакцией общества, не скатываясь при этом до того, чтобы потворствовать современным вкусам.

Разумеется, спектр задач Патриарха гораздо шире, чем у председателя ОВЦС. Внешние дела Церкви в конце концов есть только продолжение ее непосредственной вечной миссии по спасению душ, которая по-настоящему возможна только в церковной ограде. Новый Патриарх, как и прежний, любит служить. Для верующих людей, составляющих паству Русской Православной Церкви, это исключительно важный знак. Евхаристическая жертва, возносимая «за жизнь мира», «о всех и за вся» - единственное неколебимое основание нашей надежды на спасение, веры в конечное преображение мира. Недаром Патриарх называется Предстоятелем Церкви. Предстояние - это понятие по преимуществу литургическое, пастырское, и только во вторую очередь означает социальную миссию, долг печалования за духовных чад перед властями предержащими и т.п.

Любой, кто посмотрит на график служб нового Патриарха за последнее время, легко убедится в том, что с достоинством представляя Церковь во внешнем мире, Патриарх Кирилл глубоко осознает необходимость быть Предстоятелем и в первом, главном, литургическом смысле. Все, кто присутствовал на богослужениях Патриарха (телевидение в этом смысле может помочь, но лишь отчасти заменяет непосредственные впечатления) знает, что новый Патриарх воспринимает службу не только, как свой пастырский, первосвятительский долг, но как источник радости и духовных сил.

Такое отношение к службе характерно для людей, происходящих подобно Патриарху Кириллу, из крепких священнических семей, в которых отношение к службе впитывается с молоком матери, усиливается впечатлениями детства и закрепляется личным усердием и духовным опытом.

Духовные силы, подаваемые в таинстве Евхаристии, необходимы для патриаршего крестоношения, для решения задач, которые во множестве стоят перед новым Патриархом. Простое перечисление их могло бы занять не одну страницу. Но, пожалуй, первой и непреходяще важной задачей осталось сохранение единства Церкви.

Патриарх Алексий с честью выполнил ее в очень непростых условиях, когда остальные социальные и государственные институты исторической России распались на национальные составляющие. Другое дело, что окончательному решению эта задача в тех исторических условиях не поддавалась. Тот факт, что Патриарх Кирилл счел необходимым нанести свой первый визит за пределы России на Украину, находящуюся сегодня на переднем рубеже битвы за единство Церкви, говорит о его серьезном внимании к этому вопросу.

Почивший Патриарх в монашестве носил имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, возглавлявшего Русскую Церковь во времена собирания земель, борьбы с захватчиками за государственную независимость Родины. Символично, что период «собирания» народа выпал и на время пребывания на Первосвятительском престоле Патриарха Алексия.

Новый Патриарх носит имя святого равноапостольного Кирилла, учителя словенского, просветителя, обладавшего необыкновенным миссионерским дарованием. Это тоже символично. Из горестной истории двадцатого века мы можем видеть, что блеск куполов и стройное пение – далеко не все, что нужно народу, чтобы оставаться благочестивым. Как неоднократно подчеркивал Патриарх Алексий, если увлечься храмостроительством в ущерб попечению о душах человеческих, может случиться так, что некому будет заполнять новые церкви, некому молиться в них.

Проходивший под председательством тогда еще Патриаршего Местоблюстителя Кирилла Поместный Собор Русской Православной Церкви подчеркнул:

«… мы должны помнить, что именно состояние душ людей, их участие в Таинствах и богослужении, их нравственный и духовный облик суть критерии успеха усилий Церкви. Мы призваны свидетельствовать о правде Евангелия Христова, о том, что во Христе - жизнь, и жизнь с избытком (см. Ин. 10, 10). Мы должны говорить о том, что только следование вечным и неизменным нравственным ценностям, данным в Божественном откровении, позволит преодолеть внутренний кризис личности, разлад в семье и нестроения в обществе. Церковь несет это свидетельство всему миру…»

Наше время неизбежно должно стать временем просвещения. Свет Христов, воспринятый нашими предками усилиями святых Кирилла и Мефодия, сегодня должен вновь воссиять над просторами святой Руси. Верим, что Патриарх Кирилл избран на Патриарший престол не только изволением участников Собора, но Духа Святого, и что Промысл Божий ведет нашу страну к новому духовному расцвету.