« | Main | »
Friday
Feb252011

ПОЧЕМУ БОГ МЕДЛИТ

В одном городе жил судья, который не имел покоя от некой вдовы, докучавшей ему своей просьбой, чтобы он рассудил и восстановил справедливость. Человек он был неправедный, Бога не боялся и людей не стыдился. Судье не было никакого дела до этой вдовы, но она так ему докучала, что в один прекрасный момент он сказал: «Сделаю для нее то, о чем она просит, только чтобы больше меня не тревожила» (см. Лк 18:1-8). Христос дает этот пример потому, что часто и наше отношение к другим людям бывает именно таким, как у неправедного судьи: если я что-то делаю ради других, то только чтобы мне не докучали и поскорее оставили в покое. Бог, Которого мы молим, тоже не сразу отвечает на наши молитвы и просьбы, но совсем по иной причине: Он медлит, чтобы мы не теряли веру и в своих молитвах были усердны и неотступны. Это очень серьезное обстоятельство.

Христос говорит, что если судья, в конце концов, удовлетворил просьбу несчастной вдовы, которая не имела, чем ему заплатить, то неужели Отец Небесный не выполнит все, о чем мы Его просим? Как мы уже отметили, причины, почему Бог и почему тот судья не торопятся выполнять просьбу, различные. Судья медлит, потому что он человек бесстыдный и людей не уважает, и ему, в сущности, все равно, что будет с тем, кто к нему обратился за помощью. Как и следовало ожидать, причина, по которой не торопится Бог, совершенно противоположного характера – Бог медлит, потому что Ему совершенно НЕ ВСЕ РАВНО, что будет в конце концов с нами. Христос поясняет это, задавая вопрос: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк 18:8). Будет ли у людей достаточно веры, когда Он придет, чтобы восстановился порядок вещей и божественная справедливость, которой сейчас нет? Останется ли с кем и в ком совершить новое творение, живущее с Богом и в Боге, а не во грехе? Этот вопрос Бог обращает к нам как бы изнутри Самого Себя и ответ для Него всегда один – Он желает найти эту веру и сделает все, чтобы она сохранилась в нас.

Бог воспитывает веру в человеке и потому медлит, как бы не отвечая на наши просьбы и мольбы к Нему. Молимся ли мы о себе или о других людях, и о чем бы ни просили, не всегда и не сразу получаем ответ. Проходит время, прежде чем Господь откликается и делает то, о чем мы Его просим. Но иногда сами просьбы прекращаются, потому что были неискренними, не до конца обоснованными, продуманными и необходимыми. Господь воспитывает нас, чтобы, придя, найти веру на земле и чтобы Ему не пришлось взывать в безжизненной человеческой пустыне, где уже никто не может откликнуться, потому что у всех окаменели сердца. Зачем будет приходить Сыну Божию? Чтобы все, что отпало от Него до конца, исчезло и уничтожилось в Его присутствии? Но что тогда станет с нами? Вот в чем вопрос. Бог милосерден, любит нас и хочет нам помочь во всем, в чем мы действительно нуждаемся. А смысл Его промедления именно в том, чтобы научить нас верить до конца, поддержать и укрепить нашу веру, потому что это неизмеримо важнее исполнения тех просьб, с которыми мы к Нему взываем.

Бог не тот неправедный судья, который медлил из-за своей бессовестности, а, наоборот, Он имеет Свой праведный замысел, который пока объективно не может исполниться из-за состояния человечества. Он не торопится выносить Свой суд над такими людьми, какие мы есть. Но Он хочет, чтобы мы не отчаивались, не унывали и не остывали в молитве, собираясь в Церкви регулярно – изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, и чтобы таким образом наша жизнь протекала в вере. Мы хорошо знаем, что стоит только нарушить этот порядок, и вера слабеет. Раз не пришел на службу, другой раз не помолился – холоднее становится на сердце, меньше вдохновения в молитве и труднее себя понудить к ней. А если мы приступаем к молитве, то сразу переходим к каким-то просьбам и требованиям, которые немедленно нужно исполнить.

Господь хочет, чтобы мы получили духа молитвы, и наше подлинное состояние полностью раскрылось для нас. Ожидая, чтобы вера горела в нас как пламя свечи, а не тлела как уголек, Он собирает нас на молитву, в которой мы обращаемся к Нему с постоянными просьбами. Если посмотреть ектеньи и молитвы, которые произносятся на службах, то увидим, что, хотя прошений много, но они всегда одни и те же. Зачем, казалось бы, повторять их от службы к службе? Но именно для того мы повторяем молитвы и ектеньи, которые охватывают все необходимое для нас, чтобы стало понятно, что Бог всегда рядом и готов откликнуться, только медлит. Но одновременно Он уже и откликается на наши просьбы, побуждая в сердце молиться не только за самих себя, но и за всех предстоящих, за всю Церковь и за мир, в котором мы живем. «Мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет», - писал преподобный Силуан Афонский.

Молитва и вера – вещи взаимозависимые, сосуществующие и взаимоподдерживающие. Если нет веры, то молитва не будет подлинной, и просьбы не дойдут до Бога. Если нет молитвы, то наша вера остынет. «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?», - этот вопрос сквозь века пронизывает всю историю человечества от ее начала до самого конца, оставаясь вопросом, не имеющим утвердительного исторического ответа. История человечества, как она есть, сама по себе не ведет человека к вере, но история жизни одного человека, живущего по заповедям, с молитвой в сердце, и имеющего веру, может многих вдохновить. История Церкви, которую совершает Святой Дух, собирая людей вместе в едином действии веры, – это не история человечества, и тоже вдохновляет в нас веру. Собираясь в Церкви, мы склоняемся к утвердительному ответу на вопрос Христа и осознаем, что действительно жаждем этого. Припадая к Нему в молитве, мы просим, чтобы Он Сам эту веру в нас зажег и поддержал, укрепил и дал духа молитвы. Тогда вера никогда не угаснет и Христос, придя, действительно найдет ее в сердце каждого из нас.