« | Main | »
Monday
Feb072011

«ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ»

В Нагорной проповеди были произнесены невероятные слова, которые по сути опрокинули все ценности этого мира. Человечество, прожив ко времени Христа много тысячелетий и разумно устроив свою жизнь, плохо или хорошо, но уже набралось подобающего опыта и мудрости, разработало философию и построило систему необходимых знаний. К тому времени, когда явился Христос, уже прошло много пророков, великих учителей и мыслителей, цивилизация развивалась глубоко и серьезно, и было достаточно мудрых и образованных людей. Однако до прихода Христа и Его Нагорной проповеди НИКОМУ из людей не пришло ни в разум, ни на сердце, ни каким-то иным образом не коснулось человека даже подобие мысли о любви к врагам. Если мы остановим на мгновение бег времени и позволим этой мысли войти в наше сердце, то будем ошеломлены ее пронзительностью, глубиной и абсолютным несоответствием тому жизненному устройству, в котором мы пребываем.

Иисус говорит: «Я пришел не нарушить закон, но, исполнив правдой и смыслом, раскрыть его для вас» (ср. Мф 5:17). Он Сам и есть исполнение закона, а слова «любите врагов ваших ... будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:44,48) раскрывают для нас его подлинный смысл. Никогда до того, ни после того не приходило это в разум или на сердце человека. Враг – это враг. Ему надо противостоять, иначе он уничтожит тебя. О какой любви говорить, когда речь идет о самосохранении. Если не будешь сопротивляться врагу, то просто перестанешь существовать. На то он и враг, чтобы с ним бороться и победить. Люди всегда так понимали жизнь и, исходя из этого, обороняясь и нападая, строили свою «цивилизационную модель». Всякое проявление иной жизни, которое чем-то затрагивает и ущемляет эту модель, подлежит умалению, а, возможно, и уничтожению. Так живет современная цивилизация, которая находит свои законы, устанавливает их и потом принуждает всех остальных им следовать. 

Закон – это не только записанное правило о том, как человек обязан поступать в той или иной ситуации или чего он не должен делать. Мы понимаем закон так, как понимали и древние законодатели: «dura lex» - закон суров. А Христос дает иное представление об этом, переворачивая абсолютно все. Он говорит, что закон «написан в сердцах ваших» не словами человеческими и не логикой, а духом. В сердце открывается то, каков есть Бог на самом деле. Ведь Он – наш подлинный «закон». В этом смысле, повторимся, Христос Сам есть исполнение закона. Не Его проповеди и благие дела, которые Он совершил, исполняя закон, но вся полнота «наполнения» закона есть Сам Христос, Его личность, явление Бога в мире и Его пребывание среди людей. Если так понимать закон Божий, то все становится на свои места. Если это то, что говорит сердце из своей глубины, то такой закон есть сама любовь. Тогда по-иному раскроются слова о любви к врагам, и станет понятно, что врагов просто не может и не должно быть, если я живу по закону любви. Хотя бы кто-то и считал себя моим врагом, но я таковым его признавать не должен. Тогда во мне начнет исполняться закон любви и, как говорит апостол Павел, буду жить уже не я со своими правилами, привычками и традициями, а во мне начнет жить Христос (ср. Гал 2:20).

Внутренний закон любви превосходит всякие рамки, будучи, как и сама любовь, вне каких-либо ограничений. Человеческая цивилизация и те законы, которые она создала, – это ничтожно малая часть того, чему по-настоящему надлежит исполниться в человечестве. Закон говорит «не убивай», и, конечно, об убийстве ни при каких обстоятельствах даже и речи не может быть, когда я люблю своего врага. Таким образом закон не только не нарушается, но он начинает сам создаваться и исполняться изнутри человека. Ничто более не понуждает меня выполнить его, а я творю его сам, чтобы исполнить естественным образом. Но пока во мне не восстановится все, что говорит Господь, это невозможно уразуметь и бесполезно обсуждать. Это, как говорит апостол, «твердая пища», которая для совершенных (см. Евр 5:14), чье совершенство приходит не внешним образом, а дается Духом. Дар Духа приходит к тем, кому Бог считает нужным, – кто любит Его, и является не слушателем, но вместе с Христом исполнителем все исполняющего закона любви к врагам.

УМЕРЕТЬ ПО-ХРИСТИАНСКИ

Христос, «будучи образом Божиим, - пишет апостол Павел, - не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого» (Фил 2:6). Часто даже для людей воцерковленных, соблюдающих посты, хранящих молитву и идущих по духовному пути, подобно благонамеренному юноше из евангельского рассказа, все же встает вопрос: «Что нам делать, чтобы иметь жизнь вечную?» (ср. Мф 19:16). И, как бы мы не старались подвизаться на духовном пути, этот вопрос остается. Даже великие подвижники и святые не могли о себе сказать: «Я знаю, что надо делать, чтобы спастись, меня этому учить больше не надо, потому что я уже познал свое спасение». Но если никто не может так сказать, а вопрос «что делать?» остается и для самого благочестивого человека, то как мы можем дерзать вместе с Христом почитать себя «равными Богу»? Ведь если Бог – наш Отец, а мы во Христе Его дети, значит мы призваны стать богоподобными, то есть «равными Богу». Что надо сделать для этого? – Ответом звучат ясные и точные слова апостола Павла о Христе, что Он уничижил Самого Себя, и, будучи Сыном Божиим, стал подобным нам человеком.

Именно намерение уничижить себя должно присутствовать в каждом христианине, потому что, как говорит апостол, «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил 2:5). Чувство уничижения может и должно быть в нас таким, как оно было у Иисуса. В остальном мы безмерно далеки от Господа, но в Его уничижении мы можем Ему уподобиться. Тогда Бог откроется в нас, подобно тому, как Он открылся во Христе. Есть величайший образ и пример Матери Божией, Которая первой уничижила Себя, чтобы стать проводником Божия замысла и Его благодати. Бог воплотился, принял человеческий облик, родился от безмужней и непорочной женщины. Зачатие совершилось Духом Святым, и это разрушает границы средостения между человеком и Богом, которые воздвиг человек от первого Адама и до последних дней, согрешая в своем сердце, помыслах и поступках. Это средостение, его неизбежность и неотвратимость, были устранены раз и навсегда Сыном Божиим через самоуничижение и умаление до «зрака раба».

Как бы ни старались создать себе особую духовную атмосферу в этом мире, мы неизбежно входим в человеческое общение. Тогда неизвестно откуда и необъяснимо как приходит мысль – пусть иногда слабая и не слишком довлеющая, но почти всегда напоминающая о том, чтобы нам занять среди окружающих людей подобающее себе место. И, как бы мы ни желали, сами по себе мы от этого не избавимся. Но, если бы Христос помышлял, рассуждая подобным образом, то каким должно быть единственное подобающее Ему место? – Небеса, потому что Он Бог. Если бы Он искал только подобающего по Своему подлинному достоинству места, то никогда не пришел бы в этот мир, и человек оставался бы до конца оторванным от Бога, постепенно опускаясь до животного состояния.

Сын Божий осуществляет «прорыв» настречу человеку, добровольно отказываясь занимать подобающее Ему место и уничижая Себя до «образа раба», то есть человека – Своего творения. Этим самым Он показывает нам пример, чтобы мы, попадая в общение и встречаясь с другими людьми, старались ему следовать. Пусть мысль занять достойное и подобающее себе место оставит нас, и мы поймем, что для того, чтобы наследовать жизнь вечную и Царство Божие, нужно, подобно Христу, добровольно отказаться от этого места. Это трудно, и никто самостоятельно не может сделать такого шага. Есть так называемый «инстинкт самосохранения», присутствующий в любом живом организме, включая человека. Даже не задумываясь, мы стараемся сохранить себя и уберечь от опасности, но для «прорыва» к Богу иной путь: вместо самосохранения – самопожертвование и добровольный отказ от подобающих благ, достойного места в жизни, почета и любви окружающих людей. Христос пришел в мир, не ожидая, что мир, который «лежит во зле», примет Его. Он до конца испытал на себе все искушения этого мира и его отвержение. Вместо самосохранения, преодолев инстинктивный страх смерти, то есть естественное сопротивление ей, Иисус пошел на крест, путем к которому было все Его земное существование.  

Подобно Христу, каждый христианин призван идти «на крест»: кто-то своей жизнью и служением, кто-то страданиями и болезнями, а кто-то – самой своей кончиной. Недавно в православном монастыре в Великобритании умер старец – духовник монастыря архимандрит Симеон. Братия готовила все для погребения, и евангельские слова по-особому звучали в той обстановке, когда встречаешься с тем, что из братского общения ушел человек, которого все любили, и который, можно сказать, был «сердцем» монастыря. Вместе с архимандритом Софронием (Сахаровым) пятьдесят лет назад он прибыл в Англию, чтобы своей верой, молитвой и деятельной жизнью достичь того, что сейчас это процветающий монастырь, и сотни православный людей со всех концов мира в течение года посещают его.

Кончину старца Симеона братия монастыря приняла по-христиански, то есть светло и радостно, напомнив слова, которые принадлежат преподобному Силуану Афонскому, что невозможно жить по-христиански – ПО-ХРИСТИАНСКИ МОЖНО ТОЛЬКО УМЕРЕТЬ. Вспомним, что Успение Пресвятой Богородицы стало Ее окончательным воссоединением со Своим Сыном. Она родила Его и была близка к Нему, как никто другой, в Его земной жизни, но до конца, то есть во всей духовной и телесной полноте, Он соединил Ее с Собой только в Успении. Через умаление и уничижение, через «свой крест» всякий живущий на земле человек тоже может стремиться и готовиться к великому празднику человеческой души – смерти как своего рода «успению» во Христе, подобному Успению Матери Божией и кончинам святых и подвижников веры, которые своей смертью по-христиански прославили Бога в этом мире.