« | Main | »
Sunday
Apr172011

СМЫСЛ ЖИЗНИ В БОГЕ

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. <...> Веришь ли сему?» (Ин 11:25-26) – испытывает Иисус сестру Лазаря и Марии Марфу, которая пришла, чтобы сказать Ему, что Его друг Лазарь умер. Она идет к Иисусу, веря, что Он может все, и все, что Он ни попросит у Бога, Бог Ему даст. Марфа верит в это и идет к Христу, а больше ей идти некуда. Мария остается в доме, а Марфа, подходя к Иисусу, по-человечески испытывает сомнение и говорит Ему: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин 11:21). Однако тут же ее сомнение сменяется верой в Того, к Кому она пришла: «Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин 11:22). Тогда Христос открывает Себя Марфе: «Я есть воскресение и жизнь. Подлинная жизнь есть во Мне. Который сейчас рядом и разговаривает с тобой, Он и есть сама Жизнь. Веришь ли тому, что жизнь есть то, что присуще самому Человеку? Веришь ли, что жизнь происходит изнутри Человека, и смерть не властна над ней? Веришь ли тому, что всякий верующий в Меня, как человека, не умрет вовек?». Марфа, исповедуя свою веру, говорит: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир». Именно по ее вере и совершается чудо воскрешения Лазаря.

Лазарь остается смертным человеком, и его воскрешение временное, потому что потом ему надлежит умереть, как и всем людям. Но, воскрешая Своего друга Лазаря, Господь прежде Своего собственного Воскресения уверяет в нем тех, кто последует за Ним в предстоящих событиях. Он дает это понять и Марфе, которая исповедовала свою веру, и Марии, которая пришла позже, и иудеям, которые любили Лазаря и испытывали сомнения, говоря, что Тот, Который отверз очи слепому (мы знаем историю об исцелении слепорожденного, бывшую прямо перед воскрешением Лазаря) не мог ли сделать, чтобы и сей не умер (ср. Ин 11:37)? Здесь мы встречаем по-человечески понятное сомнение? Перед тем, как открыть Христа, эти люди полагают, что видят перед собой просто человека, хотя и великого пророка, которого слушает Бог и который творит много благих дел. Есть огромная разница между пусть и великим среди людей человеком и Тем, Которого послал Бог, то есть Сыном Божиим, имеющим воскресение и жизнь в Самом Себе.

Каким бы великим ни был, даже самый великий среди пророков человек не имеет жизни сам в себе, пока ему не даст Бог. Человек не есть «воскресение и жизнь», только Тот Человек, Который говорит такие слова, Он знает Сам, что говорит и ожидает лишь веры в Себя. «Верующему возможно все и верующий, если и умрет, то оживет» (ср. Ин 11:26), - говорит Он Марфе. Воскресение Христа есть начало подлинной жизни человека – его бытия с Богом, то есть приближения человека к Богу настолько, настолько ранее никогда возможным не было. Обращаясь к человеку, которого, по сути уже нет, потому что он был положен во гробе и его тело, находившееся там четыре дня, начало разлагаться, Господь говорит: «Лазарь, иди вон». Этим словом восстанавливается закон нетленной человеческой природы, чтобы человек не умирал и не разлагался, но был всегда там, где Бог. Именно Бог вызывает Лазаря из гроба, и Лазарь, обвитый пеленами, выходит оттуда. Многие, видевшие это чудо, веруют в Иисуса. До Пасхи осталось не много дней, и суббота Лазаря уже предвозвещает Христово воскресение, вновь взывая к нашей вере.

Веруем ли мы Тому, Которого мы видим перед собой на иконах и Который Сам сказал, что «Я есть воскресение и жизнь»? Есть прямая связь между нашей верой и жизнью. Жизнь без веры не имеет никакого смысла и продолжения, потому что заканчивается, как все на земле. Жизнь по вере обретает СМЫСЛ В БОГЕ, Которому нет начала и конца, ибо Он Сам есть начало и конец, «альфа и омега». Верой мы обретаем жизнь в Боге, чтобы никогда ее уже не потерять. Вместе с Марфой, Марией и иудеями, которые видели чудо воскрешения Лазаря, мы, как поется в тропаре праздника, удостоверились в «общем воскресении» и, приобщаясь Святых Христовых Тайн, начинаем путь к Пасхе – Воскресению Христа из мертвых, преодолению смертью смерти и нашему воскрешению в жизнь вечную. Пусть наше сердце никогда не усомниться и не дрогнет на этом пути.