“Душе моя, восстани” (к грядущей Неделе Торжества Православия)
Зачем нужна такая дорога, которая не ведет к храму? (“Покаяние”, кинофильм, режиссер Тенгиз Абуладзе)
В жизни человека наступает время, когда многое уже пройдено, пережито, выстрадано и... гм... потеряно. Друзья, близкие и родные, собственные молодость и здоровье остались где-то позади. Уже нет другого пути - переступаю порог храма, - иду к Тебе, Господи.
Хотя вот... нелестно говорят о Церкви, о священнослужителях. Кто-то плохо подумал и высказался. Так и раньше Церковь молитвенно участвовала в разных событиях - достойных для истории одного народа и неблагоприятных для другого. А ведь идти-то больше некуда! Нет в жизни иного “луча света и надежды”, потому иду в храм. Через сомнения и ошибки пролегает путь всей моей жизни.
Помним “горение духа” еще первых лет “перестройки”: зачем та дорога, что не ведет в храм? Для чего нужна жизнь, если она не приводит к Богу - Творцу и Промыслителю, любящему Отцу? Конечно, тот вопрос возникает вновь, и мы ищем ответа - полные, хотя искренних, но все-таки сомнений.
Недаром бывает время ограничений - напряженные дни, которые ставят тебя в жесткие условия относительно собственной жизни. Понимаем, надо потерпеть, в чем-то себя ограничить - надо, надо и надо… выполнить правило, соблюсти закон и не нарушить установление.
После сложных дней первой недели Великого поста, когда человек ослабевает физически, приходит праздник торжества Православия. И евангельский эпизод праздника повествует о том, как Нафанаил узнал от Петра, Филиппа и Андрея, что пришел Мессия - Христос. Он в сомнениях - идет и думает: может ли быть что-то доброе из Назарета Галилейского?
Это была древняя поговорка. Галилея - отдаленная от Иерусалима область, где проживали люди не слишком верующие, почти язычники, как полагали иудеи. Поэтому и придумали такую поговорку: может ли быть оттуда что-то доброе? - Что ж, пойдем вместе с Нафанаилом и посмотрим...
Наступает момент истины - подобное происходит в жизни многих из нас. Нафанаила встречает на его пути Христос и говорит, - вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Откуда Он знает, что Нафанаил - израильтянин?
Израильтяне принадлежали к определенной местности, народу, традициям веры. Нафанаил еще слова не произнес, а Христос знает, что он - израильтянин. Что-то вмиг переворачивается в душе Нафанаила, и там возникает новое ощущение. А Христос продолжает, - прежде, чем тебя позвали там, под смоковницей (Нафанаил действительно там был), Я видел тебя.
Евангельский рассказ насыщен жизненным смыслом. Совершая ошибки молодости, когда имеем ее привилегии, натворим столько, что в зрелости, конечно, за это не расплатиться. А тогда ведь о многом не думали. Вот, теперь идем уже из последних, можно сказать, сил, и слышим:
- Я видел тебя в те времена. Ты бывал там-то и говорил то-то.
- М-да... - приходится признать.
- Но за это тебя не сужу - оно осталось сзади, за тобой, а сейчас ты рядом со Мной. Я видел тебя прежде, чем ты натворил в юности то, за что теперь, в зрелости, так стыдно. Я знаю тебя другим, каким и представляю теперь. Хочешь ли ты этого?
- Ты подлинно Божий Сын, - вместе с Нафанаилом говорит наше сердце.
Все годы, которые уже прожил Нафанаил, его ожидала встреча с Христом. Это теперь и стало главным, определяющим моментом в человеческой жизни, прожитой не напрасно.
Сомнения прочь: всякие пословицы и поговорки о чужих традициях, взгляды свысока на других людей и житейские события - все осталось сзади. “Здесь и сейчас”: ты перед Ним, а Он - перед тобой. Тот, Кто знает тебя прежде всех твоих сомнений и... после них. Как это важно, глубоко и сильно! - Он знает человека прежде “грехов молодости” и после его раскаяния. “Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний” (Откр 22:13).
Душа поднимается откуда-то из руин, из осколков памяти, фактически из небытия, куда ее загнали своей жизнью. Она будто просыпается от сна. “Душе моя, восстани, что спиши?” - поется в каноне Андрея Критского. И душа восстает, она ощущает, что жизнь продолжается, и это важно для Того, Кто дал ее. Моя жизнь важна для Него - Он ждет меня, встречает и ведет за Собой, произнося дивные слова.
- Вот я изменился, что же дальше?
- Будешь видеть ангелов.
- Но как?
- Нисходящих к Сыну Человеческому на земле и восходящих к Нему на небо.
- Но Бог непостижим и вместе с ангелами невидим?..
- Ангельский мир в тебе, а ты - в нем.
- Бог теперь не бесконечно далек?
- Он - рядом с тобой и нашел во Христе для Себя место в тебе.
Есть основание пройти Пост и Страсти, чтобы прийти к Воскресению. Это открылось торжеством Православия - жизнь наполнилась смыслом, и она продолжается. У жизни нет границ, которые видит только смерть. А по “дороге, которая ведет к храму”, торжествуя, воспевают Православие - достойное, открытое и полное любви прославление Бога.
Протоиерей Георгий Завершинский