«В МОЛИТВЕ БУДЬТЕ ПОСТОЯННЫ»
В Риме, столице Древнего мира, многие христиане были из язычников, но также немало их обратилось из иудейской среды, и к времени написания апостольского послания община существовала, видимо, уже не один год. Люди хорошо знали друг друга и имели продолжительные отношения между собой. И в тот момент для римских христиан, происходивших из разных культур и традиций, были особенно необходимы слова, с которыми апостол Павел обратился к ним: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби [будьте] терпеливы, в молитве постоянны» (Рим 12:10-12). Какие глубокие и действенные слова, если их действительно воспринять всем своим существом! Будьте «в молитве постоянны»! – О постоянстве хотелось бы поговорить подробнее, затронув различные аспекты этой темы: постоянство в молитве и служении, в братолюбии и снисходительности друг к другу, в прощении и смирении, в тишине и покое. Желательно, чтобы многое в нашей духовной жизни было постоянно, поэтому разговор об этом будет не праздным.
Мы вынуждены проживать свою жизнь в этом мире, хотим этого или нет. Те годы, которые нам отпущены для нее, мы проживем, находясь в том месте и в том времени, которые нам предоставил Бог, и наша реакция на окружающую действительность может быть разной. Как сама действительность может быть разной, так и наша реакция на нее. Человек, пребывает теперь в условиях, которые необратимо изменились по сравнению с тем древним миром, где жил апостол Павел и первая христианская община в Риме, к которой он написал свое послание. Очень многое изменилось внешне – благодаря деятельности человеческого разума, усердному труду, достижениям науки и техники, казалось бы, открылись грандиозные возможности. И дальше все это будет расти и развиваться, но глубоко внутренне, в своем существе люди мало изменились.
Человек нуждается в том, чтобы есть и пить, иметь семью и растить детей, работать и время от времени себя чем-то утешать, или, скажем по-другому, – услаждать в этой жизни. Иначе, как мы часто говорим себе, зачем я живу, если не имею радости и удовольствия в своей жизни? Действительно, человек может и должен утешаться, нельзя быть постоянно только в напряжении или стрессе, в работе или в каких-то трудностях. Постоянное усердие, даже в духовной жизни, бывает трудно перенести физически, нужно иметь отдых. Старец Софроний (Сахаров), в свое время обращаясь к собратьям монахам, говорил примерно следующее: «Стой в молитве, сколько можешь, а когда сил нет, присядь и выпей стакан чая». Когда действительно иссякли физические силы, нужно отдохнуть и как-то утешиться. Но окружающий нас мир на этих утешениях и услаждении начал строить основу своего существования. Получается, что человек живет в основном для того, чтобы, когда он свободен от работы, постоянно себя услаждать и развлекать. Эта тенденция началась давно и продолжает развиваться, а потому усиливается искажение в отношениях человека с самим собой и окружающими людьми, с Богом и миром.
Мы перестали быть постоянными в своих отношениях, потому что, как нам кажется, все стремительно меняется. Мы оцениваем это по окружающим нас изменениям: пришли в магазин, там продают что-то новое, оказывают какие-то новые услуги, предлагают новые товары. Перемещения на тысячи километров не составляют труда и занимают немного времени. Все в этой жизни происходит стремительно и порой нам кажется таким необыкновенным. Нам кажется, что в мире есть столько вещей, которыми можно себя порадовать, а мы этого еще не достигли, значит надо много трудиться, чтобы заработать денег и приобрести еще что-нибудь или сделать то, что пока не успел, но очень хочется. Понятие «хочу» ставиться во главу угла и, таким образом, нарушается постоянство, к которому апостол Павел призывал римлян и призывает нас, живущих сегодня христиан. Он обращается со словами «будьте постоянны», имея в виду прежде всего постоянство в молитве. На этом нужно сосредоточить главное внимание.
Наше постоянство в этом мире не может быть достигнуто без молитвы. Надо начать свое постоянство именно с нее. Пусть все вокруг меня стремительно изменяется, а я сохраню свое молитвенное делание. Этого достичь не просто. Как уберечь себя от многих соблазнов и избежать их последствий? Повторимся, что время от времени человек должен отдыхать – чем-то себя усладить, порадовать и утешить. Но где та грань, которую не следует переходить, чтобы не превратить свою жизнь в постоянный поиск наслаждений? Имеются в виду не духовные радости, а наслаждения материального, чувственного плана. Как не переступить эту грань, если она существует? В этом нам как раз и поможет молитва. В молитве не может быть пресыщения или внешних границ. Молитва безгранична как сама вечность, как Царство Божие, как Бог. Молитва – это такое бытийное состояние, через которое у нас в сердце открывается Царство Божие. Она показывает нам себя самих, какими нас видит Бог и указывает на то, для чего мы по-настоящему предназначены. Это происходит не до конца, только приоткрывается на время, пока совершается молитва, которую в нас творит Бог Святой Дух. В молитве мы призваны не иметь никаких границ, в то время, как в остальном надо себя ограничивать. Все должно иметь свои разумные пределы, а молитва выше разума, и у нее нет пределов.
Именно молитва показывает нам, где граница наших чувственных наслаждений. Когда она прерывается, и в ней нет постоянного усердия, когда мы уже не «пламенеем духом», значит что-то нарушилось, и мы где-то перешли грань, в чем-то предали Бога и самих себя – отступили от своего человеческого предназначения, потеряли свой путь в вечную жизнь и, в конце-концов, забыли о своем спасении. Тогда надо остановиться и задуматься – что произошло, почему мой дух больше не горит, почему молитва меня не радует и совершается с таким трудом, если это вообще получается? Может быть пока не надо молиться? Просто подождать, пока она вернется ко мне. Но «просто подождать» не получится. Вместо этого мы будет все дальше отходить от духовной жизни, а вернуться к ней станет все трудней. Поэтому нужно «подниматься от земли», вставать с «лежачего положения» и понуждать себя к молитве, стараясь быть в ней постоянными. Тогда постоянство придет и в остальном: в отношениях с людьми и миром, с Богом и Церковью, с самими собой. Постоянство и стабильность, как говорится, - залог успеха.
Постоянство в молитве – это основа нашего духовного здоровья. И наоборот, внутренние метания, разрыв, неудовлетворенность, поиск новых наслаждений – это признак нашего духовного заболевания и знак того, что нам надо обратиться к врачу. Кто наш врач – мы знаем, и какое «духовное лекарство» нам принимать, тоже знаем! Нужно только сделать первый шаг и удержать постоянство в молитве, чтобы зажегся духовный огонек и мы вновь почувствовали в душе радость, мир, любовь, спокойствие и братолюбие, как говорит апостол Павел. Тогда нам будет легко стать «с нежностью» предупредительными друг к другу, что в обычной жизни не часто бывает даже в семьях. К посторонним людям, как порой кажется, какая может быть нежность? – Трудно бывает просто потерпеть другого человека. Но к братьям и сестрам, которых Господь собирает вместе на Свою Трапезу, мы должны стать, по словам апостола, «с нежностью братолюбивыми». Это поможет нам и в жизни ощутить ту же самую нежность к другим людям, сохранить ее в сердце, чтобы не стать жесткими, холодными, бессердечными и не опустить руки в «духовной брани». Слова апостола Павла применимы к нам сегодняшним так же, как и к тем римлянам, у которых, по-видимому, были похожие проблемы в отношениях между собой. Внешне это, может быть, выглядело иначе, но суть была та же самая – беспокойный окружающий мир, соблазны, искушения, человеческая слабость, отсутствие усердия и духа молитвы, непостоянство во всем.
Наше постоянство начинается с молитвы и в ней сохраняется. Когда молитва в сердце, оно нам все раскроет и объяснит, что делать дальше, чего нам не хватает и наоборот, что мы уже имеем. У нас есть Священное Писание и Священное Предание Церкви, где раскрывается мера великих подвижников, таких, например, как преподобный Сергий Радонежский, чье смирение и труд, постоянство и усердие в молитве, духовное горение и подвиг зажгли сердца и души миллионов и миллионов людей, русских и не только русских. Он особенно потрудился своей молитвой к единосущной и нераздельной Троице, своей верой и всем образом своей жизни. Имея такие примеры и такое свидетельство, как приводит нам апостол Павел, получив в своем сердце залог Духа, данный при крещении, мы обладаем всем, и дело теперь за нами, чтобы, «употребив усилие», сделать то, что нам жизненно необходимо – сохранить постоянство в молитве.