КАК НАУЧИТЬСЯ ОБЩЕНИЮ
«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» - таков итог Божьего суда, над которым Церковь предлагает нам задуматься. В евангельском рассказе об этом суде (Мф 25:31-46) четыре раза повторяются слова о том, что суд Сына Человеческого зависит от наших конкретных действий в этой жизни – накормили мы или не накормили алчущего, напоили или не напоили страждущего, одели или не одели нагого, приняли или не приняли странника, посетили в темнице больного или не посетили. Эти слова повторяются четыре раза недаром, ведь речь идет о наследовании Царства Небесного. Но в Царствии Небесном не будет ни алчущих, ни жаждущих, ни нагих, ни странников, ни больных, там не будет темниц, болезней и смерти. Почему же именно таким образом Господь судит о тех, кому входить в Царство Небесное, а кому не входить? Так ли это существенно для Бога, что мы сделали или не сделали своим ближним? Почему тот, кто не сделал ничего, пойдет в «муку вечную» и наоборот, кто сделал что-то для других пойдет в «жизнь вечную»? Если человек в этой жизни делал то, что там, в «жизни вечной» уже делать не надо, то в чем будет заключаться «жизнь вечная»? И что это такое – «мука вечная»? Возникает много вопросов. Конечно, со всем сразу не разберешься, но нужно, по крайней мере, почувствовать заботу Господа о каждом из нас, грешных. Его забота, как это ни странно и ни парадоксально, не столько о праведниках, которые сделали все – напоили, накормили, одели, приняли в свой дом, посетили заключенных и больных, сколько о ТЕХ, КТО ЭТОГО ЕЩЕ НЕ СДЕЛАЛ!
«Мука вечная» – это мука отсутствия богообщения. Даже отсутствие просто человеческого общения является мучительным и тягостным, а отсутствие близости с Богом и близости с теми людьми, которых Бог принял в Свое общение, - для любого человека будет непереносимой «вечной мукой», потому что Бог вечен. Человек создан как личность, персона-просопон, и из этимологии самого греческого понятия просопон следует, что нам дана потребность, жажда пребывать в общении друг с другом. Кому-то о чем-то рассказывать, с кем-то чем-то делиться, у кого-то просить помощи, кому-то предоставлять помощь. В этом суть нашего «человечества» как такового. Этим мы отличаемся от растений и «бесчувственных» камней. Животные, и те стремятся сбиваться в стаи, но это совсем другое – инстинкт, природное чувство. А у человека есть личностное чувство, а не природное, - желание общаться, разделяя что-то с кем-то, - в этом смысл нашего личностного бытия. Я одеваюсь красиво, чтобы меня увидели другие люди, я строю дом, создаю семью, чтобы с кем-то этим поделиться. Приглашаю друзей, чтобы сказать: «Посмотри, какой у меня хороший дом, хорошая семья, порадуйся со мной». Если у меня нет круга общения, нет близких и друзей, и мне не с кем поделиться своей радостью, то зачем все это нужно?
Забота Господа и Его попечение буквально о каждом человеке, чтобы вовремя остановить нашу бессмысленную жизнь и внести в нее смысл, который заключается в восстановлении общения с Богом и с Его людьми. Если мы не общаемся с людьми, то как мы будем общаться с Богом? Апостол Иоанн пишет в своем послании, что когда ты говоришь, что любишь Бога, а ненавидишь своего брата, то ты лжец (ср. 1 Ин 4:20). Как ты можешь любить Бога, Которого не видишь, и ненавидеть того человека, кого видишь рядом с собой. Если ты не научился его любить и делать что-то для него, то и для Бога ничего не сделаешь и никогда не будешь в общении с Ним. Об этом заботиться Господь, желая иметь нас в Своем общении. Но даже Бог не может заставить нас общаться с Самим Собой. Это, так скажем, вне Его «возможностей», потому что Он Сам захотел создать нас по Своему «образу и подобию». Мы имеем свободу самоопределения и можем «определяться» даже в отношении к Богу. К сожалению, возможно абсолютно отрицательное самоопределение, когда человек не хочет ни людей, ни Бога, ненавидит всех и ни с кем не пребывает в общении. Тогда наступает «мука вечная», вечность которой обусловлена Самим Богом. Неразделенное бытие – это прообраз вечной муки, который уже в земной жизни напоминает нам о том, что будет, если человек не полюбит людей и не войдет в общение с Богом. Такое состояние человека может продолжаться, пока это общение не восстановится.
Господь нам говорит об очень простых вещах: «Посмотрите вокруг себя, если вы хотите научиться общаться с людьми и любить их, то сделайте первый шаг. Вы должны сделать это сами, и только тогда научитесь». Мы прекрасно знаем – чтобы научиться водить автомобиль, например, человек должен сесть за руль, включить зажигание и САМ поехать. Если умеет водить автомобиль кто-то другой, то он не может передать нам свое умение, просто вручив ключи и сказав: «Возьми мое умение, и ты тоже будешь водить». Так и здесь, если я не сделал никаких шагов для того, чтобы самому научиться любить людей, то что мне от того, что другие люди умеют любить? Они мне не могут передать свое умение любить, вручив его как подарок в красивой упаковке. Это невозможно, пока я сам не сделаю первый шаг. Господь это знает и поэтому как бы говорит: «Иди к тем, кто жаждет и напои их, к тем, кто алчет, и накорми, странника прими, раздетого одень, страдающего в темнице и болящего посети. Это те элементарные вещи, которые дадут тебе возможность научиться любить. Если ты этого не делаешь, то пренебрегаешь самой возможностью научиться любить других, и от этого твоя мука может стать вечной».
«Напротив, - может продолжить Господь, - если другому человеку ты сделал хорошо один раз, второй, третий, то ты почувствуешь прилив сил и духовной энергии. Ты почувствуешь радость просто от того, что находишься в непосредственной близости к тому человеку, которому ты сделал хорошо. Ты с ним сблизишься, войдешь в общение, и Бог будет рядом с вами обоими, потому, что, сделав благо человеку, ты сделал то же самое для Бога». Бог радуется тому, что появляется возможность Его общения с человеком через наше общение между собой – через помощь, поддержку, внимание и конкретное доброе дело. Тогда уже здесь может начаться «жизнь вечная», потому что все, что касается отношений с Богом, есть вечность. Жизнь с Богом – это жизнь вечная, вечность которой отличается от вечности «муки вечной». Мучение для человека бывает «вечным», потому что когда мы мучаемся и страдаем, то нам кажется это нескончаемым, но для Бога оно кончается. Бог не создавал в этом мире мучений и страданий. Мучения и страдания бывают, пока мы не желаем выйти из этого состояния и прекратить свои страдания, сделав хотя бы один шаг, чтобы научиться любить, вместо того, чтобы страдать самим и причинять страдания другим.
«Жизнь вечная» - это жизнь в радости, которая исходит от Бога, как проблеск света восходящего солнца. В отличие от «вечной муки» она никогда не тяготит, но всегда радует и сообщает всю полноту нашего личного бытия, его смысл и осознание. Мы можем этому научиться и получить первоначальный опыт «вечной жизни» уже здесь, в «этой жизни». Мы можем познать ее через благодать духовной радости, хотя еще и не во всей полноте, потому что эта радость приходит, а потом уходит. Она здесь еще не пребывает с нами вечно, потому что эта жизнь должна закончиться, но радость общения с Богом и с людьми перейдет порог смерти. Смерть не властна это остановить, поэтому мы говорим о «жизни вечной», которая начинается уже здесь. Для этого Христос четырежды напоминает нам об одних и тех же простых вещах, которые надо сделать, чтобы научиться любить и познать любовь. Четыре раза повторяется, в чем мы можем и должны помочь другому человеку – накормить, напоить, одеть, принять странника, посетить больного и находящегося в тюрьме. Вот возможности, которые нам предоставлены, чтобы их реализовать. Сами по себе эти вещи из жизни временной, а не вечной, но их исполнение дает нам возможность познать радость и любовь, вкусив от «жизни вечной» и ощутив ее преддверие.