« | Main | »
Sunday
Sep252011

«Богословие жертвы» ― новый диск с беседами священника Георгия Завершинского

«Богословие жертвы» ― новый диск с беседами священника Георгия Завершинского, благочинного приходов Сурожской епархии Московского Патриархата в Шотландии и Северной Ирландии. Недавно он уже рассказывал «Правкниге» о своей книге «О следовании за Христом. Пастырские беседы и проповеди». Прибыв в Москву, священник снова не отказался поговорить с корреспондентом «Правкниги». Теперь темой беседы стал только что вышедший диск.

― Отец Георгий, православный христианин, слушая Ваши проповеди, должен вынести какой-то урок и получить опыт? Какие цели и задачи стояли при создании диска?

― Надеюсь, что православный христианин, слушая этот диск, почувствует свою «онтологическую причастность» к Евхаристии. Насколько мог, я постарался вынести из собственного литургического опыта, как понимаю и ощущаю эту причастность. Часть представленных на диске бесед составляют проповеди, которые прозвучали как беседы. Но они были взяты из евхаристического контекста, из самой Литургии. Для меня очень важно, чтобы у слушателя бесед родилось ощущение именно сопричастности и предстояния, а не ощущение изучения некоего предмета или науки с целью извлечения суммы знаний. Из евхаристических бесед, представленных на диске, как мне кажется, невозможно вынести некий опыт, пока сам не будешь причастен к чему-то подобному. Поэтому моей задачей было вовлечь в атмосферу Литургии, чтобы человеческое сердце ощутило нечто похожее на то, что испытывает священник во время совершения Таинства. Безусловно, у каждого человека есть уникальный личный опыт встречи с Богом. Невозможно и не нужно сопоставлять, чей опыт более высок, а чей менее. Важно, что он есть и что он может передаваться другому человеку, побуждая его к вере и зажигая между людьми огонь любви. Это должно быть внутреннее горение, а не внешнее следование общепринятым правилам или обычаям.

Перефразируя слова апостола Павла (Гал 3, 24), можно сказать, что все православное богослужение ― это «детоводитель» к таинству Евхаристии. Христос не есть иудейский закон, но его исполнение. Так и Евхаристия, хотя и включает воспитательные элементы, всегда остается таинством, а не руководством для воспитания. Этот пример поясняет, что кроется за представлением о «богословии жертвы». Евхаристия как таинство Жертвы раскрывает именно бытийное, сущностное богословие, переживаемое «здесь и сейчас», когда человек участвует в том «действе», которое совершается Самим Христом.

― Когда Вы начали работу над диском? С чего все началось?

― Работа началась в Ирландии и продолжилась в Москве. Диск состоит из бесед и размышлений на несколько тем, сводящихся к теме жертвы Христа и смысла Евхаристии, раскрывающего ее как таинство единой и единственной Жертвы. Эта Жертва не умножается и не повторяется, а совершается в едином Духе и единым образом. Непреложное таинство жертвы Христа не изменяется с течением времени, как не изменяется наша причастность к этой Жертве. Хотя и не всегда полностью осознанно, мы составляем Плоть Христа, которую Он отдает «за жизнь мира», когда мы «сораспинаемся» Ему в причастии Его Плоти и Крови. Для осмысления «богословия жертвы» я опираюсь на послания апостола Павла (в большей степени на его послание к Евреям), а также на Евангелие и на святоотеческие размышления. Не преднамеренно, заранее не составляя текст бесед, которые происходили естественным образом, я постарался сделать акцент на проблематике различных чтений из Священного Писания, рядовых или посвященных каким-то церковным праздникам. «Богословие жертвы» ― это богословие бытийное и актуальное, богословие «не буквы, а духа».

― Есть ли особое построение девяти бесед, включенных в диск? По какому принципу Вы их располагали?

― Есть начало и конец, а также последовательность бесед, которые по смыслу раскрывают значение Жертвы на основании Священного Писания, церковного опыта и, главное, евхаристического общения. Центром бесед всегда является Евхаристия. По своему смыслу и характеру они возникли из собственно евхаристического общения. Иначе я их не мыслил и не придумывал их планов или тезисов. Мысли всегда появлялись из евхаристического опыта и самого служения Евхаристии.

― Батюшка, как Вы думаете, раньше люди чаще «приносили себя в жертву», посвящали Христу, чем сейчас?

― Можно сказать, что весь уклад жизни в дореволюционной России был построен на православной вере и во многом опирался на традицию праздников и постов и на богослужения церковного года. С одной стороны, сама жизнь действительно побуждала идти этим путем, а с другой ― случилась революция, нечто совершенно обратное ― опровержение церковного уклада жизни, восстание человека против Бога. Вообще, всякая революция ― это восстание против Бога и Его Церкви. Христос пришел не для того, чтобы устраивать мятежи и революции. В этом Его лишь пытались обвинить, а Он пришел с целью дать «мирным путем», а вернее, подарить Царство Божие каждому из людей. Революционным путем можно взять власть на земле, но Царства Божия не завоюешь.

Вопрос в том, что в Церкви как человеческой организации, наверное, было не все ладно устроено. Многое в ее земном укладе стало необходимо пересмотреть. Свидетельство тому ― Поместный Собор 1917-18 гг., на котором поднялись острые, насущные и до тех пор не разрешенные вопросы. Но именно в дни заседания Собора началось самое страшное – «восстание на Бога», и тогда же появились первые мученики среди духовенства, которые за исповедание своей веры и из-за церковного сана были умерщвлены. Это стало первым и страшным свидетельством о революции именно как восстании против Бога и Его Церкви.

Трудно сказать, когда люди чаще посвящали себя Христу, а когда реже. Но можно чувствовать, что наше время является благоприятным для евангельской проповеди. Вопреки разговорам об оскудении веры, этому есть немало свидетельств. Например, общение православной молодежи на встречах при нашем храме и при многих других московских храмах, а также, например, в наших приходах Ирландии и Шотландии. Я встречаю много молодых людей, одиноких и семейных, которые посвящают себя Богу и Церкви. Если провести какой-то опрос, то статистика поможет выявить тенденции и происходящие процессы.

 

Совершается подлинная работа Бога ― Святого Духа, Который находит Своих «избранных» и дает им возможность исполнить свое предназначение, отвратившись от путей, которыми они идут. Так было и со мной, когда я почувствовал и ощутил в себе потребность веры, хотя и не сразу встал на ее путь. Я начал его понимать, но не тотчас нашел в себе силы и решимость оставить свои занятия наукой и все, чем занимался до того, как встал на церковный путь. Этот процесс может занимать годы, а может совершиться быстро, ― у всех по-разному. Многое потребует пересмотра, не только мыслимого, но и деятельного, что повлечет за собой изменение жизненных обычаев, то есть, говоря евангельским языком, стезей или троп, по которым мы постоянно ходим. «Исправьте ваши пути и пойдите по прямой тропе, куда Вас влечет Бог», ― говорит нам Христос (ср. Мф 3, 3). Это будет непрерывная работа, прежде всего, над самим собой.

― Уже известно, что осенью этого года увидит свет Ваша новая книга. Расскажите, когда состоится ее презентация, и чему на сей раз она посвящена.

― Книга будет называться «Господь мой и Бог мой» ― это слова апостола Фомы (Ин 20, 28). Она должна выйти в сентябре в издательстве Московской Патриархии, а ее презентация, вероятно, состоится в начале октября. В ней собраны проповеди и богословские беседы, опирающиеся на евангельское свидетельство и опыт подвижников веры и богословов нашего времени, таких как преподобный Силуан Афонский, архимандрит Софроний (Сахаров) и других.

Бог есть «личный Бог», а не догмат или концепция, не внешнее учение или наука. Бог ― это всегда встреча с другой личностью, которая может быть узнана, и которая узнает нас. Бог ― это подтверждение единства Духа, Который посылается в мире Отцом через Своего Воплотившегося Сына. Посредством духовного начала, которое заложено в человеке, нам отвечает Сын Человеческий. Когда мы уподобимся Христу, состоится наша личная встреча с Богом, которая уже будет иметь евхаристический характер. Жертву, в которую Христос принес Себя и Церковь, то есть, по сути, всех нас, составляет Его Плоть, отдаваемая «за жизнь мира» (Ин 6, 51).

Личностные размышления над Священным Писанием, связанные с церковными событиями и описанные в книге, почерпнуты из глубины Литургии ― живой традиции, которая разделяется мною и другими людьми, приобщающимися Таинства вместе со мною. Без разделенности этого общения никак нельзя соприкоснуться с Богом. «Богословию жертвы» можно научиться, только если пойти к Нему навстречу, то есть на Его «брачный пир», который уже приготовлен и ожидает нас, чтобы мы пришли и разделили этот пир Агнца между собой.

Автор: Анастасия Флаг
Дата публикации: 25 июля 2011 года

материал взят с сайта: http://pravkniga.ru/intervews.html?id=1880